Работаем в условиях пандемии
Совсем недавно никто из нас не думал, что придется столкнуться с такой проблемой как пандемия. К сожалению, COVID-19 внес свои изменения и в нашу жизнь и в работу. Все мы в первую очередь должны заботиться о своем здоровье и здоровье близких. Но мы не можем забывать и о своих читателях. На проблему детского чтения наложилась проблема коронавируса, что может привести к потере читателей. Белорусская библиотечная ассоциация проанализировала, как работают библиотеки мира и Беларуси в условиях пандемии. Я думаю, уважаемые коллеги, это интересный и полезный материал.
Для нас, школьные библиотекари!
У нас появилась возможность заняться самообразованием и
познакомиться с архивом российского журнала " Школьная библиотека". В
архиве этого журнала можно найти не только много сценарного материала (в том
числе и к юбилею Победы), но и крайне необходимый всем нам практический опыт
наших коллег школьных библиотекарей, ответы на многие злободневные вопросы. Очень
рекомендую!
Информация с сайта издательства "Библиомир".
Дорогие друзья!
Мы давно вынашивали идею выложить архив журнала за предыдущие годы в открытый доступ. Журнал выходит более 5 лет, за это время вышло 66 номеров.
В этом разделе сайта размещен полнотекстовый архив журнала с 2013 по 2016 год.
Номера каждого года объединены в один файл. Все доступно для скачивания и использования.
Коллеги из России считают читательский формуляр - это вчерашний день
***
«Всё сложнее объяснять, зачем книги нужны»
Тезисы русского издателя и публициста Бориса Куприянова

***
Библиотека в школе или школа в библиотеке?
Как-то дочка попросила воспользоваться интернетом, чтобы узнать какая буква идет после Сигмы в греческом алфавите. Я настоял, чтобы искала в бумажных энциклопедиях. После 15 минут поисков в четырех различных томах нужная статья была найдена. В интернете для этого потребовалось меньше минуты. Найти аргументы в пользу бумажных справочных изданий мне не удалось. Да и зачем вообще нужна библиотека, если с точки зрения ребенка, все, что ему нужно, есть в интернете?
Чем в массе своей сегодня занимаются школьные библиотекари? В сентябре выдают учебники, в мае собирают. Если у школы есть деньги на приобретение художественной литературы -- комплектуют и обрабатывают библиотечный фонд. Иногда организуют выставки. Крайне редко – готовят подборки для педагогов из периодики. При условии, что она выписывается. Ну и отчетность. Все.
Это происходит на фоне крайне скудного финансирования школьных библиотек в общем бюджете школы. Знаете, на что больше всего жалуются библиотекари? Не на мизерную зарплату, нет. А на то, что не хватает денег на новые издания для детей, коих в изобилии на полках книжных магазинов.
Имидж профессии школьного библиотекаря – ниже некуда. А авторы Атласа новых профессий, подготовленного Агентством стратегических инициатив России, и вовсе отнесли профессию библиотекаря к числу умирающих, и считают, что она исчезнет к 2020 году.
И тем не менее, начинать нужно не с переосмысления роли библиотекаря, как рекомендует нам Александр Молчанов, а с переосмысления роли и места школьной библиотеки в образовательном процессе. И в первую очередь – в сознании директоров школ.
Повсеместное распространение мобильных устройств и технологий, позволяющих практически неограниченно использовать ресурсы интернета, приводит к острой необходимость пересмотреть само представление о том, кто является пользователем школьных библиотек, каковы их потребности, способы получения и обмена информацией, а также взаимодействия с окружающим миром.
Школьная библиотека – пространство, не регламентированное стандартами и регламентами системы образования и за счет этого потенциально обладает большей гибкостью и адаптивностью, чем школа в целом. Это дает возможность библиотеке сохранить свою ценность и свое место в системе образования, при условии, что она сможет реализовывать и поддерживать направления, выходящие за рамки функциональности традиционных библиотек, но ориентированные на вызовы современного образования.
Во-первых, библиотека должна стать единой точкой доступа к ресурсам. И не только к бумажным и электронным изданиям. Массовые открытые онлайн курсы, обучающие фильмы и мастер-классы на YouTube – не уследишь за появлением нового контента. Каталогизировать, систематизировать и предложить педагогам в качестве дополнительных учебных материалов – вполне себе функция школьной библиотеки.
Дальше – зависит от возможностей школы. Например, предоставление доступа к безопасному школьному интернету. Желательно с устройства самого школьника, то, что называется Bring your own device. Во время урока в классе – нельзя. А на перемене в библиотеке – почему нет?
Поставьте в библиотеке хороший компьютер для видеомонтажа, обеспечьте доступ к презентационной и оргтехнике – количество пользователей увеличится. А ведь есть еще и VR и AR. Им самое место в школьной библиотеке.
Обеспечьте условия для комфортной индивидуальной и групповой работы – и в школьные библиотеки будут приходить за человеческими ресурсами. Найти партнера для реализации идеи, волонтеров для проведения мероприятия, эксперта для оценки результатов проекта. Из числа педагогов, школьников, родителей.
Во-вторых, школьная библиотека способна быть диспетчером в области дополнительного образования и внеурочной деятельности. Профориентация, проблемные лекции и дискуссии, игровое моделирование и прогнозирование, рефлективные и навыковые игры, квесты, краеведение – все это может и должно находить свое место в библиотеке.
Ребенок в библиотеке должен чувствовать себя не как ученик, чьи успехи характеризуются оценками, а в большей степени иметь возможность проявлять себя как личность – показывать свои увлечения, интересы, желания. И библиотека может стать тем местом, где происходит его подлинная индивидуализация и социализация, выявляются интересы и способности, формируются предпосылки для создания индивидуальной образовательной траектории.
А задача администрации школы – поддержать эти действия финансовыми, организационными, кадровыми, информационными, техническими ресурсами.
Как показывает практика – в тех школах, где директор воспринимает библиотеку не как структуру, обеспечивающую образовательный процесс учебниками, а как на точку входа в информационное и цифровое измерение образовательной, общественной и культурной жизни – и вырастают уникальные междисциплинарные и кросскультурные проекты. Те самые «центры притяжения граждан, центры притяжения учителей и учеников», о которых мечтает Александр.
Понятно, что библиотекарь нового поколения должен реализовывать целый ряд принципиально новых функций и обладать специальными компетенциями, что требует соответствующей подготовки. Но это уже тема для отдельного разговора.
***
Чем в массе своей сегодня занимаются школьные библиотекари? В сентябре выдают учебники, в мае собирают. Если у школы есть деньги на приобретение художественной литературы -- комплектуют и обрабатывают библиотечный фонд. Иногда организуют выставки. Крайне редко – готовят подборки для педагогов из периодики. При условии, что она выписывается. Ну и отчетность. Все.
Это происходит на фоне крайне скудного финансирования школьных библиотек в общем бюджете школы. Знаете, на что больше всего жалуются библиотекари? Не на мизерную зарплату, нет. А на то, что не хватает денег на новые издания для детей, коих в изобилии на полках книжных магазинов.
Имидж профессии школьного библиотекаря – ниже некуда. А авторы Атласа новых профессий, подготовленного Агентством стратегических инициатив России, и вовсе отнесли профессию библиотекаря к числу умирающих, и считают, что она исчезнет к 2020 году.
И тем не менее, начинать нужно не с переосмысления роли библиотекаря, как рекомендует нам Александр Молчанов, а с переосмысления роли и места школьной библиотеки в образовательном процессе. И в первую очередь – в сознании директоров школ.
Повсеместное распространение мобильных устройств и технологий, позволяющих практически неограниченно использовать ресурсы интернета, приводит к острой необходимость пересмотреть само представление о том, кто является пользователем школьных библиотек, каковы их потребности, способы получения и обмена информацией, а также взаимодействия с окружающим миром.
Школьная библиотека – пространство, не регламентированное стандартами и регламентами системы образования и за счет этого потенциально обладает большей гибкостью и адаптивностью, чем школа в целом. Это дает возможность библиотеке сохранить свою ценность и свое место в системе образования, при условии, что она сможет реализовывать и поддерживать направления, выходящие за рамки функциональности традиционных библиотек, но ориентированные на вызовы современного образования.
Во-первых, библиотека должна стать единой точкой доступа к ресурсам. И не только к бумажным и электронным изданиям. Массовые открытые онлайн курсы, обучающие фильмы и мастер-классы на YouTube – не уследишь за появлением нового контента. Каталогизировать, систематизировать и предложить педагогам в качестве дополнительных учебных материалов – вполне себе функция школьной библиотеки.
Дальше – зависит от возможностей школы. Например, предоставление доступа к безопасному школьному интернету. Желательно с устройства самого школьника, то, что называется Bring your own device. Во время урока в классе – нельзя. А на перемене в библиотеке – почему нет?
Поставьте в библиотеке хороший компьютер для видеомонтажа, обеспечьте доступ к презентационной и оргтехнике – количество пользователей увеличится. А ведь есть еще и VR и AR. Им самое место в школьной библиотеке.
Обеспечьте условия для комфортной индивидуальной и групповой работы – и в школьные библиотеки будут приходить за человеческими ресурсами. Найти партнера для реализации идеи, волонтеров для проведения мероприятия, эксперта для оценки результатов проекта. Из числа педагогов, школьников, родителей.
Во-вторых, школьная библиотека способна быть диспетчером в области дополнительного образования и внеурочной деятельности. Профориентация, проблемные лекции и дискуссии, игровое моделирование и прогнозирование, рефлективные и навыковые игры, квесты, краеведение – все это может и должно находить свое место в библиотеке.
Ребенок в библиотеке должен чувствовать себя не как ученик, чьи успехи характеризуются оценками, а в большей степени иметь возможность проявлять себя как личность – показывать свои увлечения, интересы, желания. И библиотека может стать тем местом, где происходит его подлинная индивидуализация и социализация, выявляются интересы и способности, формируются предпосылки для создания индивидуальной образовательной траектории.
А задача администрации школы – поддержать эти действия финансовыми, организационными, кадровыми, информационными, техническими ресурсами.
Как показывает практика – в тех школах, где директор воспринимает библиотеку не как структуру, обеспечивающую образовательный процесс учебниками, а как на точку входа в информационное и цифровое измерение образовательной, общественной и культурной жизни – и вырастают уникальные междисциплинарные и кросскультурные проекты. Те самые «центры притяжения граждан, центры притяжения учителей и учеников», о которых мечтает Александр.
Понятно, что библиотекарь нового поколения должен реализовывать целый ряд принципиально новых функций и обладать специальными компетенциями, что требует соответствующей подготовки. Но это уже тема для отдельного разговора.
***
Погибнут или трансформируются? Что станет с библиотеками в ближайшие 10 лет?
Юрий Гугнин, эксперт по созданию гибких распределённых сетевых эко-систем, помощь в переосмыслении устоявшихся отраслей в бизнесе и социальных сферах. И предлагает разобраться. И определиться, что сейчас представляют библиотеки в глазах общества и в каком направлении можно развиваться. Обсудим?
***
Уважаемые, коллеги!
Приглашаю вас пройти тест, который нашла на одном из библиотечных блогов.
Библиотечная Фея подготовила для нас познавательно-увлекательный тест, который поможет не только проверить наши знания, но и приумножить их... Хорошее настроение гарантировано! Замечательный тест!!!
***
Приглашаю вас пройти тест, который нашла на одном из библиотечных блогов.
Библиотечная Фея подготовила для нас познавательно-увлекательный тест, который поможет не только проверить наши знания, но и приумножить их... Хорошее настроение гарантировано! Замечательный тест!!!
***
БИБЛИОТЕРАПИЯ!? ЭТО ЧТО?
Книги – наши руководители в юности и утешители в старости. Они – поддержка одинокому и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами, справляемся со страстями и разочарованиями.
Д. Кольер
***
БИБЛИО-КОВОРКИНГ
На протяжении большей части существования человечества информация представляла собой одну из основных ценностей, а библиотеки являлись тем местом, где эту информацию можно было найти. Но за последние два десятилетия ситуация радикально изменилась — от общества дефицита информации мы перешли к обществу информационного переизбытка. И главным вопросом для библиотек сегодня является вопрос о том, выживут ли они и как они должны измениться, чтобы преуспеть в новом цифровом мире?
О том, что произойдет с библиотеками в ситуации, если книги окажутся мертвы, какие функции они смогут выполнять в новом цифровом мире и зачем нам могут понадобиться библиотеки, размышляет Стив Коффман, вице-президент Library Support Services at Library Systems and Services. Полностью читать здесь.
***

***
Готовим выставки, обзоры, беседы
***