Календарь знаменательных дат на май: 1 мая – Праздник труда; 1 мая – 100 лет со дня рождения Алеся Соловья, поэта; 2 мая – 120 лет со дня рождения Алана Маршалла, австралийского писателя; 5 мая – День печати; 8 мая – День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь; 9 мая – День Победы; 11 мая – 75 лет со дня рождения Раисы Боровиковой, белорусской писательницы, поэтессы; 15 мая – Международный день семьи; 15 мая – 100 лет со дня рождения Петра Василевского, белорусского прозаика, драматурга, сценариста; 15 мая – 140 лет со дня рождения Владислава Голубка белорусского драматурга, режиссера, актера, художника; 16 мая – 125 лет со дня рождения Игоря Северянина, русского поэта; 18 мая – Международный день музеев; 20 мая – 120 лет со дня рождения Язепа Пущи, белорусского поэта, критика; 21 мая – 150 лет со дня рождения Тэффи (настоящее имя – Надежда Лохвицкая), русской поэтессы; 24 мая – День славянской письменности и культуры; 24 мая – 110 лет со дня рождения Михаила Стэльмаха, украинского писателя; 24 мая – 125 лет со дня рождения Анатолия Тычины, графика, одного из основателей белорусской книжной графики; 25 мая – 85 лет со дня рождения Миколы Купреева, белорусского писателя; 27 мая – 90 лет со дня основания Союза белорусских писателей; 28 мая – 110 лет со дня рождения Патрика Уайта, австрийского писателя; 28 мая – 145 лет со дня рождения Максимилиана Волошина, русского поэта, художника; 29 мая – 235 лет со дня рождения Константина Батюшкова, русского поэта; 30 мая – 130 лет со дня рождения Ивана Соколова-Микитова, русского писателя; 31 мая – Всемирный день без табака; 31 мая – 130 лет со дня рождения Константина Паустовского, русского писателя.

09 октября 2021

 УКОЛ ЗДРАВОГО СМЫСЛА, 

ИЛИ ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРИВИВКАХ

    Микроорганизмы и вирусы окружают нас везде и всегда. А эпидемии,массовое и прогрессирующее распространение инфекционного заболевания,   уносят людей, не обращая внимания на имена, должности, звания. Так было во времена разгула «испанки», нашествий чумы, атак холеры и оспы…

Холера убила миллионы людей. Среди них и композитор П.И.Чайковский, и декабрист М.А.Бестужев, и король Франции Карл Х, и многие другие.

Почти полностью опустошала в средние века Европу чума. От чумы умер Марк Аврелий римский император, русский иконописец Андрей Рублев, известнейший представитель Возрождения Тициан и даже единственный сын Шекспира Хемнет.

Оспа обезображивала не только тело, но и часто лишала зрения, оставляла выживших калеками. От оспы умерла итальянская принцесса Екатерина Медичи, король Франции Людовик XV, сподвижник ПетраI Александр Меньшиков.

Нынешний COVID-19    многие считают «родным братом» «испанки», опустошительная пандемия которой прокатилась по Земле сто лет назад. Много написано о тех ужасах, которые сопровождали разгул болезни в 1918-1919 гг., унесшей от 50 до 100 миллионов жизней, в том числе звезды немого кино Веры Холодной и большевика Якова Свердлова.


Только изобретение вакцин помогло остановить эпидемии. Вакцины привели к искоренению оспы, одной из самых заразных и смертельных болезней у людей. Другие болезни, такие как
краснуха, полиомиелит, корь, эпидемический паротит, ветряная оспа и брюшной тиф
, не так часто встречаются, как сто лет назад, благодаря широко распространённым программам вакцинации. Пока подавляющее большинство людей вакцинировано, гораздо труднее вызвать вспышку болезни, не говоря уже о её распространении. Этот эффект называется коллективным иммунитетом.  По оценкам ВОЗ, ежегодно вакцины спасают от 2 до 3 миллионов жизней.

Предлагаем вам пройти тест и выяснить, хорошо ли вы информированы о пользе прививок.

 

В библиотеке организована выставка "Что мы знаем о прививках".
Благодаря книгам и журналам вы сможете подробнее изучить этот вопрос 
и узнать много интересного.

Если вы хотите прочитать художественные произведения о различных эпидемиях, читайте дальше. 

ТЫСЯЧЕЛИКАЯ СМЕРТЬ

Эпидемии сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Внезапность их появления и ужасающие последствия, которые они несли, будоражили воображение еще писателей античности, которые склонны были видеть в эпидемиях проявление гнева богов. Так, в «Илиаде» (IX–VIII вв. до н. э) Гомера Аполлон насылает на греков чуму, чтобы освободить похищенную ими Хрисеиду, дочь жреца Хриса. Образ чумы присутствует также в трагедии Софокла «Царь Эдип» (V в. до н.э.) — боги наказывают Фивы мором за преступление отцеубийства, совершенное их царем. Чума у Эдгара Алана в «Маске красной смерти» (1842 г.). выступает фоном для отображения несправедливости устройства общества. Для Альбера Камю в его романе-притче «Чума» (1947 г.) эпидемия стала образом зла, для борьбы с которым необходимо объединение общества. Чума не раз опустошала русские города с XIV по XVIII вв., однако в этот период отечественная литература была относительно не развита. Пожалуй, самым значимым произведением о чуме в России можно назвать исторический роман графа Евгения Салиас-де-Турнемира «На Москве (Из времени чумы 1771 г.)» (1880 г.).

Чума не раз опустошала русские города с XIV по XVIII вв., однако в этот период отечественная литература была относительно не развита. Пожалуй, самым значимым произведением о чуме в России можно назвать исторический роман графа Евгения Салиас-де-Турнемира «На Москве (Из времени чумы 1771 г.)» (1880 г.).

Главным же эпидемическим заболеванием в русской литературе без сомнения является холера, не раз охватывавшая Россию в XIX–XX вв. Практически все писатели отечественного «золотого века» в тот или иной период жизни оказывались в самоизоляции, пережидая очередную вспышку инфекции. Среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Грибоедов, В. Жуковский, Н. Гоголь, Ф. Тютчев, И. Гончаров, Л. Толстой, И. Тургенев, Ф. Достоевский. В свою очередь писатели-врачи А. Чехов и В. Вересаев принимали активнейшее участие в борьбе с холерной эпидемией 1892 г.

 Первой российской эпидемии холеры 1830–1831 гг. мы должны быть благодарны за «Болдинскую осень» Александра Пушкина. Будучи изолированным в своем имении в Нижегородской губернии, он за 3 месяца завершил работу над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написал поэму «Домик в Коломне» и 32 лирических стихотворения. Пандемия вдохновила поэта на перевод фрагмента из пьесы шотландского писателя Джона Вильсона «Чумной город», который получил русское название «Пир во время чумы» (одна из «Маленьких трагедий»). Этим произведением А. Пушкин, в том числе, выразил порицание тем, кто недостаточно серьезно отнесся к холере и продолжал вести обычный образ жизни. В свою очередь, поэт высоко оценил поступок Николая I, который приехал в Москву в разгар эпидемии и тем самым предотвратил панику. А. Пушкин посвятил ему поэму «Герой».

Холера играет значительную роль в «Отцах и детях» (1862 г.) Ивана Тургенева, упоминается в «Бесах» (1872 г.) Федора Достоевского, «Былом и думах» (1870 г.) Александра Герцена и многих других произведениях русской литературы XIX в. Значительная часть «мертвых душ» в одноименном романе Николая Гоголя — это жертвы холерной пандемии 1830–1831 гг. Для Максима Горького в его рассказе «Супруги Орловы» (1897 г.) холера стала поводом поговорить о социальном неравенстве и тяжелом положении простых русских людей.

Интересно, что одно из лучших описаний холерного бунта в русской литературе принадлежит перу художника. В автобиографических пьесе «В маленьком городе» (1905 г.) и повести «Хлыновск» (1930 г.) Кузьма Петров-Водкин рассказал историю убитого в 1892 г. жителями Хвалынска правительственного врача Александра Молчанова, который самоотверженно и едва ли не в одиночку защищал город от холеры.

Холера оставила след не только в русской литературе. С 1816 по 1923 гг. произошло 6 смертоносных пандемий этой инфекции. Седьмая пандемия охватила планету уже после II Мировой войны в 1961–1975 гг. Болезнь не могла не привлечь внимание писателей. К примеру, в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» (1912 г.) главный герой умирает после того как поел свежей клубники. В романах «Узорный покров» (1925 г.) Сомерсета Моэма и «Любовь во время холеры» (1985 г.) Габриэля Гарсиа Маркеса болезнь выступает своеобразным фоном для семейной драмы. В первом произведении действие разворачивается в Китае, во втором — в Колумбии и на корабле в Карибском море.

 Естественно образы эпидемий в литературе не ограничиваются чумой и холерой. Самая массовая пандемия в истории человечества произошла сразу после I Мировой войны в 1918–1919 гг. В этот период испанским гриппом («испанкой») заболело более 550 млн. человек, из которых погибло от 40 до 100 млн. Однако, эта эпидемия на удивление редко фигурирует в художественных произведениях. Причем в американской литературе она представлена лучше, чем в европейской. В частности, «испанка» упоминается в романах «Один из наших» (1922 г.) Уиллы Кэсер и «Взгляни на дом свой, ангел» (1929 г.) Томаса Вулфа.

Зато туберкулез явно не обделен вниманием литераторов. «Чахоткой» болеют персонажи М. Лермонтова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, И. Тургенева, В. Короленко, А. Чехова, А. Куприна и многих других русских классиков. Антон Чехов описал картину эпидемии туберкулеза среди каторжников в своей книге «Остров Сахалин» (1895 г.). Писатель сам заразился «чахоткой» во время экспедиции на остров и умер от этой болезни в 1904 г. Отметим, что «Остров Сахалин» и другие произведения писателей-врачей (например, «Записки врача» В. Вересаева, 1901 г.) способствовали эволюции образа туберкулеза в русской литературе. Если в XIX в. «чахотка» считалась своего рода «благородной» болезнью, которая придавала трагичность судьбе персонажей, то в XX в. она стала признаком бедности и социальной неустроенности.

В западной литературе туберкулез встречается не менее часто. Причем «благородность» образа болезни сохраняется в ней дольше, как минимум до начала II Мировой войны. От «чахотки» умирают главный герой романа «Шагреневая кожа» (1831) Оноре де Бальзака и героиня «Дамы с камелиями» (1848 г.) Александра Дюма (сына). Действие романа Томаса Манна «Волшебная гора» (1924 г.) и рассказа Сомерсета Моэма «Санаторий» (1938 г.) полностью разворачивается в санаториях для больных туберкулезом. Про обилие больных туберкулезом персонажей в произведениях Эриха Марии Ремарка не писал только ленивый. Среди прочих, от этой болезни умирает Пэт, главный женский персонаж романа «Три товарища» (1936 г.).

Русские писатели конца XIX – начала ХХ вв. уделяли значительное внимание эпидемиям сыпного тифа и сифилиса. Первая из данных инфекций упоминается едва ли не во всех книгах, посвященных Гражданской войне, что неудивительно — эпидемия тифа 1917-1921 гг. унесла жизни почти 3 млн россиян. Болезнь выступает в роли рока, слепой судьбы. Тифом болеют главные герои «Тихого дона» (1928–1940 гг.) Михаила Шолохова, «Белой гвардии» (1925 г.) Михаила Булгакова, и «Доктора Живаго» (1957 г.) Бориса Пастернака — Григорий Мелихов, Алексей Турбин и Юрий Живаго.

 

Сифилису посвятил одноименное стихотворение (1926 г.) Владимир Маяковский. Болезнь присутствует в «Яме» (1909 г.) Александра Куприна и произведениях писателей-врачей Антона Чехова («Остров Сахалин» 1895 г.), Викентия Вересаева («Записки врача», 1901 г.) и Михаила Булгакова (рассказ «Звездная сыпь», часть «Запискок юного врача», 1925–1926 гг.). В большинстве случаев сифилис упоминается в контексте социальной проблематики и неприглядных бытовых условий, в которых живут бедные слои населения.

Отметим, что писатели не всегда используют в творчестве реальные эпидемии, зачастую они придумывают несуществующие болезни для своих художественных целей. Например, португальский писатель Жозе Сарамаго в романе «Слепота» (1995 г.) проиллюстрировал хрупкость человеческой природы и социальных норм с помощью вымышленной пандемии слепоты. Андрей Круз в книге "Эпоха мертвых" (2009) пишет, что безответственность ученых и неспособность властей отразить невиданную раньше угрозу приводит мир на край гибели.

***

Таким образом, не будет преувеличением сказать, что болезни и эпидемии – один из ключевых сюжетов в мировой литературе. Как и любое трагическое событие они подлежат многочисленным трактовкам и интерпретациям. Писатели используют их как повод поговорить о «больших темах»: жизни, смерти, любви, чести, несправедливости и горе. Возможно, нам всем стоит воспользоваться образовавшейся паузой, чтобы подумать о том, на что обычно не хватало времени.

Одно приятно — делать это мы будем в достойной компании целой плеяды классиков, которые точно так же месяцами сидели в самоизоляции. И если прошлое нас чему-нибудь учит, то вероятно один из лучших способов пережить этот непростой период, это заниматься творчеством. Поэтому мойте руки, делайте зарядку и пусть апрель 2020-го подвигнет вас на новые свершения. Кто знает, вполне возможно уже сейчас кто-то из добровольных затворников пишет новый гениальный роман о коронавирусе.