Почему мы стали меньше читать?
О том, что школьники стали меньше читать не говорит, разве что ленивый. Это и так и не так. Есть дети, которые и сегодня регулярно ходят в библиотеку, есть те, которые и раньше не очень дружили с книгой. Многие современные школьники читают в интернете, где, согласитесь, выбор гораздо больше. Мы поговорим не о глобальной проблеме чтения, а о чтении в отдельно взятой библиотеке - нашей. Проанализируем последние пять лет.
Учебный год
|
Количество читателей на 1 ноября
|
Количество посещений на 1 ноября
|
Количество выданных книг на
1 ноября
|
Посещаемость
|
Читаемость
|
2017/2018
|
823
|
3714
|
4564
|
4,5
|
5,5
|
2016/2017
|
764
|
3992
|
4916
|
5,2
|
6,4
|
2015/2016
|
673
|
3119
|
3785
|
4,6
|
5,6
|
2014/2015
|
676
|
2725
|
3887
|
4,0
|
5,8
|
2013/2014
|
680
|
2873
|
4112
|
4,2
|
6,0
|
Нас интересует последняя колонка, где показано количество
книг, взятых в среднем за два месяца каждым учеником класса. Наглядно видно, что
читаемость снижается. Что же произошло за эти пять лет, что привело к снижению
этого показателя? Причины могут быть как положительные, так и отрицательные.
Во-первых, библиотека стала получать больше хрестоматий по русской и белорусской
литературе. Это плюс. В одной книге находятся несколько произведений школьной
программы. Мы - школьная библиотека, поэтому, исходя из ведомственной
принадлежности, берут у нас книги в основном по школьной программе. С другой
стороны, сейчас опять поменялась программа по литературе и хрестоматии просто
не успевают издаваться. Многие произведения ученикам приходится искать в
интернете. Читаемость в библиотеке снижается, но произведение все равно
прочитывается. Иногда. И не всеми.
Наша библиотека всегда делала ставку не только на чтение
программной литературы. Школьная библиотека самая близкая к детям: на любой
переменке можно забежать и поменять книги, поискать что-нибудь интересное,
полистать журналы. Поэтому мы стараемся, чтобы в фонде кроме программной была и
литература для души. Каждый год проводим акции «Подари библиотеке книгу»,
благодаря администрации школы периодически закупаем книги. В 2015 году мы
закупили много детских книг, за два года они, конечно, уже потеряли и вид, и
актуальность. Всем известно, что дети лучше берут читать новенькие, красивые
книги.
Не последнюю роль в том, что дети меньше читают, играет
перегруженность школьников. Чтобы спокойно почитать у них теперь нет даже субботы, все субботы школьные, а в воскресенье нужно опять готовить уроки.
Что сделать, чтобы читали больше? Большую роль в этом играют
учителя литературы. Например, учитель русской литературы Голуб Лариса Сергеевна
очень внимательно относится к текстам для внеклассного чтения, и дети в ее
классах всегда читают и Войнич, и Гайдара, и Мало, и других замечательных "непрограммных" авторов. Учителя начальных классов самые главные проводники чтения. Они не только учат читать, но и учат любить книгу. Насильно заставить полюбить книги нельзя, но можно посоветовать,
познакомить с хорошими книгами. Мы, работники библиотеки, тоже стараемся всеми способами завлечь читателей: следим, чтобы фонд библиотеки был интересен всем, проводим
мероприятия по пропаганде чтения, приносим книги по программе прямо в классы и
раздаем их там. Многие родители заинтересованы, чтобы дети больше читали:
помогают им выбирать книги, читают вместе с детьми.
Мы все признаем, что проблема чтения существует, давайте же вместе будем работать над ее устранением. Очень хотелось бы почитать в комментариях ваши мысли по этому поводу.