Календарь знаменательных дат на АПРЕЛЬ: 1 апреля — День юмора; 1 апреля — 215 лет со дня рождения Н.В.Гоголя, российского писателя (1809-1852); 2 апреля — Международный день детской книги; 2 апреля — День единения народов Беларуси и России; 6 апреля — 120 лет со дня рождения поэта, прозаика, переводчика М.Хведаровича (1904-1981); 7 апреля — Всемирный день здоровья; 12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики; 14 апреля — 280 лет со дня рождения Д.Фонвизина, российского писателя (1744-1792); 18 апреля — Международный день памятников и исторических мест; 22 апреля — Международный день Земли; 22 апреля — 125 лет со дня рождения В.Набокова, российского и американского писателя, переводчика, литературоведа (1899-1977); 23 апреля — Всемирный день книг и авторского права; 23 апреля — 460 лет со дня рождения У.Шекспира, английского драматурга и поэта (1564-1616); 26 апреля — День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф; 26 апреля —125 лет со дня рождения И.Гурского, белорусского писателя, драматурга (1899-1972); 26 апреля —195 лет со дня рождения Г.Данилевского, российского писателя и публициста (1829-1890).

20 ноября 2017

 Почему мы стали меньше читать?

 О том, что школьники стали меньше читать не говорит, разве что ленивый. Это и так и не так. Есть дети, которые и сегодня регулярно ходят в библиотеку, есть те, которые и раньше не очень дружили с книгой. Многие современные школьники читают в интернете, где, согласитесь, выбор гораздо больше. Мы поговорим не о глобальной проблеме чтения, а о чтении в отдельно взятой библиотеке - нашей. Проанализируем последние пять лет.

Учебный год
Количество читателей на 1 ноября
Количество посещений на 1 ноября
Количество выданных книг на
1 ноября
Посещаемость
Читаемость
2017/2018
823
3714
4564
4,5
5,5
2016/2017
764
3992
4916
5,2
6,4
2015/2016
673
3119
3785
4,6
5,6
2014/2015
676
2725
3887
4,0
5,8
2013/2014
680
2873
4112
4,2
6,0


Нас интересует последняя колонка, где показано количество книг, взятых в среднем за два месяца каждым учеником класса. Наглядно видно, что читаемость снижается. Что же произошло за эти пять лет, что привело к снижению этого показателя? Причины могут быть как положительные, так и отрицательные. Во-первых, библиотека стала получать больше хрестоматий по русской и белорусской литературе. Это плюс. В одной книге находятся несколько произведений школьной программы. Мы - школьная библиотека, поэтому, исходя из ведомственной принадлежности, берут у нас книги в основном по школьной программе. С другой стороны, сейчас опять поменялась программа по литературе и хрестоматии просто не успевают издаваться. Многие произведения ученикам приходится искать в интернете. Читаемость в библиотеке снижается, но произведение все равно прочитывается. Иногда. И не всеми.

Наша библиотека всегда делала ставку не только на чтение программной литературы. Школьная библиотека самая близкая к детям: на любой переменке можно забежать и поменять книги, поискать что-нибудь интересное, полистать журналы. Поэтому мы стараемся, чтобы в фонде кроме программной была и литература для души. Каждый год проводим акции «Подари библиотеке книгу», благодаря администрации школы периодически закупаем книги. В 2015 году мы закупили много детских книг, за два года они, конечно, уже потеряли и вид, и актуальность. Всем известно, что дети лучше берут читать новенькие, красивые книги.

Не последнюю роль в том, что дети меньше читают, играет перегруженность школьников. Чтобы спокойно почитать у них теперь нет даже субботы, все субботы школьные, а в воскресенье нужно опять готовить уроки.

Что сделать, чтобы читали больше? Большую роль в этом играют учителя литературы. Например, учитель русской литературы Голуб Лариса Сергеевна очень внимательно относится к текстам для внеклассного чтения, и дети в ее классах всегда читают и Войнич, и Гайдара, и Мало, и других замечательных "непрограммных" авторов. Учителя начальных классов самые главные проводники чтения. Они не только учат читать, но и учат любить книгу.  Насильно заставить полюбить книги нельзя, но можно посоветовать, познакомить с хорошими книгами. Мы, работники библиотеки, тоже стараемся всеми способами завлечь читателей: следим, чтобы фонд библиотеки был интересен всем, проводим мероприятия по пропаганде чтения, приносим книги по программе прямо в классы и раздаем их там. Многие родители заинтересованы, чтобы дети больше читали: помогают им выбирать книги, читают вместе с детьми.

Мы все признаем, что проблема чтения существует, давайте же вместе будем работать над ее устранением. Очень хотелось бы почитать в комментариях ваши мысли по этому поводу.